Трудовые подвиги магаданцев в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны на Колыме работали на пределе возможностей с перевыполнением норм, осваивали новые производства, добывали золото и олово, отправляли на фронт сбережения. О трудовых подвигах магаданцев и жителей территории, мы поговорили с заведующим экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея Саркисом Тарутиным.
Екатерина Исаева, журналист: Здравствуйте, Саркис. Магадан встречает 80-летие Великой Победы в почетном звании — это «Город трудовой доблести», и мы все знаем, что трудовой подвиг связывают с добычей золота. Расскажите, как этот стратегический ресурс помогал обороне и фронту?
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Магадан, то есть звание «Город трудовой доблести» присвоено городу Магадану. Но мы должны понимать, что заслуги касаются не только горожан, а в целом жителей всей территории Магаданской области и даже Чукотки и значительной части Якутии. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны Магадан был центром огромной золотодобывающей провинции, которая охватывала всю северо-восточную часть территории нашей страны. И на пике площадь этой территории составляла более 2-х миллионов квадратных километров. Это Колыма, Чукотка, Северо-Восток Якутии вплоть до Лены. На этой территории вел деятельность трест «Дальстрой», задачей которого была добыча драгоценных металлов стратегического сырья. Если говорить о значении, которое добыча золота имела в годы Великой Отечественной войны, это колоссальное значение. Дело в том, что, как вы знаете, Великая Отечественная война для Советского Союза, из-за просчетов военного и политического руководства, началась крайне неудачно. Мы долго отступали, потеряли значительные территории, на которых находилась очень большая промышленная база, имелись колоссальные потери в авиации, все это пришлось очень-очень быстро восстанавливать, часто при помощи союзников, для воюющей страны крайне необходима была валюта. Дальстрой ее исправно поставлял. Добыча золота в Дальстое в военное время была сопоставима с добычей золота во всем остальном СССР. То есть, с 1941 по 1945 год было добыто 360 тонн золота. Ну, я подчеркиваю, это не в годы войны именно, а потому что отчетность шла по годам. То есть, с 1 января 1941 по 31 декабря 1945 года, цифры, которые я назвал. Естественно, это имело колоссальное значение, на некоторых интернет-ресурсах, скажем так, враждебно настроенных, ну, условно враждебно, да, можно встретить такие мнения, что, мол, нет никакого прямых никаких указаний, что именно колымским золотом Советский Союз расплачивался за военные поставки, но это на самом деле не имеет ни малейшего значения. Из какого кармана государство достаёт деньги, чтобы заплатить за поставляемое оружие, снаряжение, технику и так далее, имеет значение общая платёжеспособность этого государства. И вот для достижения этой платёжеспособности вклад Дальстроя был внесен, конечно, колоссальным.
Екатерина Исаева, журналист: Мы знаем, что не только золото добывали на нашей территории, еще очень важный металл.
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Часто, да. Про золото знают все, потому что оно добывается до сих пор. Но во время Великой Отечественной войны стратегическое значение имел такой металл, как олово. Что, в принципе, не очевидно человеку, который не связан с военной промышленностью или горным делом. Олово и олово. А между тем, олово на тот момент развития техники был основным металлом, который использовался в так называемых антифрикционных сплавах. Основной был баббит. Жил как некогда такой американский изобретатель по фамилии Бэббит. В честь него этот Бэббита и назвали сплав. Придумал его он. В общем, этот оловосодержащий сплав шел на изготовление подшипников, карданных валов и различных трущихся деталей, и механизмов. И без олова эти подшипники, соответственно, наладить их производство было невозможно. Импортировать его было далеко и дорого, а потребность в олове была колоссальная. То есть без подшипников, как вы знаете, невозможно ни какую военную технику, ни автомобили, ни моторы корабельные, ни самолеты, без этого ничего, без олова тоже этого бы невозможно было производить. За годы с 41 по 45 годы в Дальстрое было добыто 19 тысяч тонн олова в концентрате. Ну и сейчас вы можете до сих пор эти оловянные рудники периода Дальстроя видеть, некоторые из них сохранились: Бутыгычаг, печально известный Днепровский и так далее. Там олово добывалось. Кроме того, олово добывалось на Чукотке в районе реки Яна. Не нашей реки, которая в Ольском районе, а Яна большая, которая на северо-востоке Якутии расположена. Там действовали структуры Дальстроя. Там это олово добывалось и потом в концентрате и отправлялось на переработку на материк.
Екатерина Исаева, журналист: В годы Великой Отечественной войны наша территория и город, это молодой город, но уже есть предприятия. Как сориентировались, как себя чувствовали?
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Ну, чем интересно, скажем так, годы Великой Отечественной войны, что, несмотря на то, что Дальстроя прекратилось все снабжение, то есть фактически он перешел на самообеспечение, и был такой лозунг «Меньше брать, больше давать» фронту, то есть, тем не менее, произошли очень интересные вещи, были запущены новые предприятия. То есть, например, был запущен на 72-м километре основной трассы стекольный завод. Сейчас его нет, но поселок Стекольный до сих пор существует. Были построены первые ГЭС. Они, конечно, были не такие мощные, были не такие масштабные стройки, как Колымская ГЭС, Усть-Среднеканская ГЭС, которые действуют сейчас, но, тем не менее, первые опыты по гидроэнергетике, по ее использованию. Это достаточно дешевая энергия, все-таки гидроэнергия, были как раз во время Великой Отечественной войны. В основном вся промышленность, конечно, была ориентирована на нужды горного дела, добычи полезных ископаемых, но это оправдано, поскольку такова была специализация, и по сей день такая, поскольку это наиболее выгодная экономическая деятельность, которая здесь есть. Тем не менее, поставлялись также рыба для нужд фронта, подставлялись олени из оленеводческих хозяйств коренным населением, которое было занято в оленеводстве. То есть, это также сыграло свою роль. Сыграло свою роль и просто сбор средств и денег, которые работники Дальстроя вносили в фонд обороны. Почти 200 млн. рублей было собрано за все время, там примерно 190 млн. ушло в фонд обороны и где-то 8 млн. рублей — на восстановление разрушенных городов Советского Союза после оккупации.
Екатерина Исаева, журналист: То есть мы можем говорить о личном вкладе?
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Конечно. Люди вкладывали свои личные деньги, а вольнонаёмные сотрудники Дальстроя зарабатывали неплохо, они жертвовали этим. Можно говорить без всяких каких-то пропагандистских преувеличений, что с начала Великой Отечественной войны работников Дальстроя охватил патриотический подъём. То есть были массовые обращения от вольнонаёмных сотрудников, чтобы их отправили на фронт, на что Иван Фёдорович Никишов, глава Дальстроя, сказал, что если человек Дальстроя нужен как специалист, то ни на какой фронт он не поедет, поскольку здесь он принесет больше пользы. Такие же были обращения от заключенных. Заключенный говорил, что наша задача сейчас выдавать двойную норму. Первую за себя, чтобы искупить ту вину, которую мы перед народом за свои прегрешения, а вторую за солдата, который дерется за нас на фронте. Что же касается вольнонаёмных граждан, которые пытались там попасть на фронт, история семьи Бойко у всех в памяти. У нас здесь на выставке есть вещи их личные, можете прийти посмотреть, познакомиться со всем. Ну и кульминацией, то есть признанием заслуг Дальстроя в деле укрепления обороноспособности страны была высшая государственная трудовая награда, которой был награжден Дальстрой в феврале 1945 года, это Орден Трудового Красного Знамени. Он тоже у нас экспонируется на выставке, на которой мы сейчас с вами находимся.
Екатерина Исаева, журналист: Какие экспонаты здесь представлены, которые рассказывают о том, как жил и работал Магадан. Что здесь можно увидеть?
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Люди воевали, люди работали, но люди и продолжали жить. У нас строились улицы, здесь есть чертежи. У нас шла жизнь в театре, даже была поставлена одна оперетта. Есть одежда того времени, есть продукция стекольного завода, о котором я уже упомянул. Еще отражен такой вклад региона в Победу, как содержание инфраструктур транспортной инфраструктуры Алсиба. То есть вы знаете, что через Магаданскую область и через территорию, ну тогда Магаданской области не было, территория, подчиненная Дальстрою, проходила воздушная трасса Аляска-Сибирь, по которой союзники поставляли, как сейчас у нас с Америкой сложные отношения, в то время мы вместе сражались с нацизмом.
Екатерина Исаева, журналист: Были ли в Магадане сооружены какие-то укрепления, готовились ли мы?
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Ну, конечно, было несколько батарей, одна из них сохранилась сейчас на бухте Батарейной, к ней сейчас планируется сделать оборудованный туристический маршрут. То есть, одна там находилась в районе мыса Островной, полуостров Птичий, одна в районе, ну, бухта Батарейная, она так и называется, на полуострове Старицкого, и там были расположены корабельные орудия. Были опасения, что с началом Великой Отечественной войны Япония также вступит в войну на стороне Германии, и Магадан придется оборонять, так как, извините, это все-таки стратегически важный золотодобывающий центр, и терять его ни в коем случае было нельзя, то есть у нас с сотрудниками Дальстроя было такое мероприятие, как всеобщее военное обучение, они проходили, были созданы военные части, которые должны были в случае нападения Японии защищать город.
Екатерина Исаева, журналист: Я благодарю вас за беседу. Спасибо.
Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Магаданского областного краеведческого музея: Приходите в музей. У нас очень много всего интересного.
Источник: Трудовые подвиги магаданцев в годы Великой Отечественной войны